КОРРЕКТИРОВКА ОРИЕНТИРОВ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
как условие формирования
адекватной антикризисной стратегии

НА ПРО­ТЯ­ЖЕ­НИИ ПО­СЛЕД­НИХ ПЯТ­НА­ДЦАТИ ЛЕТ пе­ри­оды обостре­ния по­ли­ти­че­ской на­пря­жен­но­сти и эко­но­ми­че­ской неста­биль­но­сти в на­шей стране неиз­менно со­про­вож­да­лись уси­ле­нием ин­те­реса к про­бле­ма­тике граж­дан­ского об­ще­ства. При этом воз­ни­кала по­треб­ность найти про­ти­во­вес идео­ло­гии го­судар­ствен­ного дик­тата, сво­его рода про­ти­во­ядие от ре­ли­гии го­судар­ствен­ной все­доз­во­лен­но­сти и со­ци­аль­ной без­от­вет­ствен­но­сти власт­ных структур.

Вместе с тем, та об­ста­новка, ко­то­рая воз­никла во­круг по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство» вы­зы­вает опре­де­лен­ные удив­ле­ния и не при­бав­ляет оп­ти­мизма в от­но­ше­нии пер­спек­тив из­ме­не­ния к луч­шему со­ци­ально-по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в России. Дело в том, что в этом во­просе на­блю­да­ется не про­сто «тео­ре­ти­че­ский плю­ра­лизм», но, можно ска­зать, и осо­бого рода на­уч­ная ам­не­зия, усу­губ­лен­ная идео­ло­ги­че­скими на­сло­е­ни­ями и по­ли­ти­че­скими при­стра­сти­ями. Когда ана­ли­зи­ру­ешь мно­го­чис­лен­ные совре­мен­ные кон­цеп­ции граж­дан­ского об­ще­ства, со­здастся впе­чат­ле­ние, что их ав­торы имеют до­ста­точно смут­ное пред­став­ле­ние об име­ю­щемся тео­ре­ти­че­ском «на­сле­дии» в этой об­ла­сти и раз­ра­ба­ты­вают свои кон­струк­ции без учета опыта пред­ше­ствен­ни­ков, не только по­вто­ряя до­пу­щен­ные ими ошибки и ало­гизмы, но и на­гро­мож­дая но­вые. Более того, ко­гда раз­лич­ные тер­мины ис­поль­зу­ются без ка­кого-либо учета их пер­во­на­чаль­ного зна­че­ния и смысла, это спо­соб­ствует по­яв­ле­нию до­пол­ни­тель­ной нераз­бе­рихи, как на уровне по­ли­ти­че­ской тео­рии, так и прак­ти­че­ской политики.

На это ука­зы­вает об­щий раз­брос мне­ний по по­воду кон­цеп­ции граж­дан­ского об­ще­ства. На од­ном по­люсе «граж­дан­ское об­ще­ство» ха­рак­те­ри­зу­ется как чуж­дая на­цио­наль­ным ин­те­ре­сам России идео­ло­ги­че­ская кон­струк­ция, на­прав­лен­ная на люм­пе­ни­за­цию на­се­ле­ния страны[1]. На дру­гом — «граж­дан­ское об­ще­ство» рас­смат­ри­ва­ется чем-то вроде ко­ми­тета об­ще­ствен­ного спа­се­ния, при­зван­ного объ­еди­нить так на­зы­ва­е­мый «неза­ви­си­мый биз­нес, сво­бод­ную прессу, об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции и пар­тии»[2], или даже воз­ве­ли­чи­ва­ется до уровня некой над­го­судар­ствен­ной струк­туры. Промежуточное по­ло­же­ние за­ни­мают кон­цеп­ции, утвер­жда­ю­щие, что тот по­ря­док, ко­то­рый обя­зано под­дер­жи­вать и ре­а­ли­зо­вы­вать го­су­дар­ство на своей тер­ри­то­рии, дол­жен опре­де­ляться по­треб­но­стями раз­ви­тия граж­дан­ского об­ще­ства. Однако по­доб­ные рас­суж­де­ния фак­ти­че­ски сво­дятся и огра­ни­чи­ва­ются про­бле­мами раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ских про­цес­сов и про­це­дур. При этом очень ча­сто за скоб­ками оста­ются сущ­ност­ные ха­рак­те­ри­стики са­мого го­су­дар­ства, а вы­стра­и­ва­е­мые мо­дели граж­дан­ского об­ще­ства, по су­ще­ству, идео­ло­ги­че­ски ори­ен­ти­ро­ваны на иде­а­ли­за­цию об­раза так на­зы­ва­е­мой «за­пад­ной демократии».

В этой связи нелишне бу­дет кратко на­пом­нить ис­то­рию по­яв­ле­ния тер­мина «граж­дан­ское об­ще­ство», ко­то­рый не яв­ля­ется «но­вым сло­вом в на­уке», как это пы­та­ются пред­ста­вить неко­то­рые ав­торы. Начнем с того, что пер­во­на­чально в по­ли­ти­че­ской фило­со­фии тер­мины «го­су­дар­ство» и «граж­дан­ское об­ще­ство» не только не про­ти­во­по­став­ля­лись друг другу, но ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­стве вза­и­мо­за­ме­ня­е­мых по­ня­тий. Гражданское об­ще­ство опре­де­ля­лось как объ­еди­не­ние граж­дан, то есть как об­ще­ство, ор­га­ни­зо­ван­ное в виде го­су­дар­ства. Такой под­ход можно об­на­ру­жить уже в «Политике» Аристотеля (384–322 д.н.э.), ко­то­рый опре­де­ляет го­су­дар­ство как общ­ность граж­дан, или как «по­ли­ти­че­ское об­ще­ние граж­дан». При этом граж­дане на­зы­ва­ются им «общ­ни­ками го­су­дар­ства» и чле­нами «граж­дан­ской об­щины», а по­ня­тие «по­ли­ти­че­ское об­ще­ние граж­дан» ис­поль­зу­ется в зна­че­нии «го­судар­ствен­ный строй»[3].

Вместе с тем при ха­рак­те­ри­стике иде­аль­ного (наи­луч­шего для блага граж­дан) го­су­дар­ства Аристотель под­раз­де­лял всех граж­дан на пол­но­цен­ных и непол­но­цен­ных. К пер­вой ка­те­го­рии граж­дан Аристотель от­но­сил только тех из них, кто не за­ни­ма­ется физи­че­ским тру­дом. Именно эта ка­те­го­рия граж­дан на­зы­ва­ется у него «в пол­ном смысле спра­вед­ли­выми», и именно эти пол­но­цен­ные граж­дане об­ла­дают у него всей пол­но­той граж­дан­ских прав. Полнота граж­дан­ских прав озна­чает не только воз­мож­ность уча­стия в вы­боре пред­ста­ви­те­лей го­судар­ствен­ной вла­сти, но на прак­тике за­ни­мать го­судар­ствен­ные долж­но­сти. Таким об­ра­зом, только пол­но­цен­ные граж­дане по су­ще­ству и со­став­ляют у него го­су­дар­ство или граж­дан­скую об­щину: лишь они за­ни­ма­ются «по­ли­ти­че­ским об­ще­нием». При та­ком под­ходе в число непол­но­цен­ных, или «условно спра­вед­ли­вых граж­дан» по­па­дает зна­чи­тель­ная часть на­се­ле­ния. Аристотель от­ка­зы­вает в пол­ноте граж­дан­ских прав всем ре­мес­лен­ни­кам (к числу ко­то­рых он от­но­сит также про­фес­сио­наль­ных ху­дож­ни­ков и му­зы­кан­тов), тор­гов­цам и зем­ле­дель­цам (не го­воря уже о рабах)[4].

Сегодня от­дель­ные со­цио­логи и по­ли­то­логи, вы­стра­и­вая свои кон­цеп­ции граж­дан­ского об­ще­ства, под­креп­ляют их ссыл­ками ав­то­ри­тет Аристотеля, ис­поль­зуя вы­дер­ну­тые из его тру­дов от­дель­ные ци­таты. При этом, как пра­вило, пы­та­ются до­ка­зать тож­де­ствен­ность тер­ми­нов «по­ли­ти­че­ское об­ще­ство» и «граж­дан­ское об­ще­ство», но ис­клю­чить из этого тож­де­ствен­ного ряда по­ня­тие «го­су­дар­ство», ко­то­рое при та­ком рас­кладе неиз­бежно «по­ви­сает в воздухе».

Другие ав­торы, воз­можно, сами не осо­зна­вая этого, раз­де­ляя по­ня­тия «го­су­дар­ство» и «граж­дан­ское об­ще­ство», по су­ще­ству, вос­про­из­во­дят ари­сто­телев­ский под­ход к де­ле­нию граж­дан. Те, кто у Аристотеля счи­та­лись «условно спра­вед­ли­выми» или условно пол­но­цен­ными граж­да­нами, в но­вых тео­ре­ти­че­ских кон­струк­циях по­лу­чают сво­его рода уте­ши­тель­ный приз за от­каз от пре­тен­зий на го­судар­ствен­ную власть в виде вклю­че­ния их в со­став него­судар­ствен­ного «граж­дан­ского об­ще­ства». При этом во­прос о сущ­но­сти и функ­циях са­мого го­су­дар­ства в зна­чи­тель­ной сте­пени оста­ется открытым.

Заметим, что ари­сто­телев­ский под­ход к раз­де­ле­нию граж­дан еще в на­чале XVII века от­верг­нул и ро­до­на­чаль­ники кон­цеп­ции го­су­дар­ства как об­ще­ствен­ного до­го­вора. Вместе с тем ав­торы и сто­рон­ники ука­зан­ной кон­цеп­ции (Т. Гоббс (1558–1679). Дж. Локк (1632–1704), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) и др.) ис­поль­зо­вали тер­мины «граж­дан­ское об­ще­ство», «по­ли­ти­че­ское об­ще­ство» и «го­су­дар­ство» как ка­те­го­рии од­ного по­рядка[5]. Кстати, именно бла­го­даря ав­то­рам тео­рии до­го­вор­ной при­роды го­су­дар­ства, по­ня­тие «граж­дан­ское об­ще­ство» в те­че­ние двух ве­ков ак­тивно ис­поль­зо­ва­лось в лек­си­коне по­ли­ти­че­ской фило­со­фии. Кроме того, они ввели в на­уч­ный обо­рот тер­мин «по­ли­ти­че­ское тело», ко­то­рое Т. Гоббс ис­поль­зо­вал в ка­че­стве си­но­нима го­су­дар­ства и граж­дан­ского об­ще­ства, на­зы­вая его также ис­кус­ствен­ным ор­га­низ­мом и Левиафаном.

Первым из фило­со­фов, кто несколько рас­чле­нил по­ня­тия «го­су­дар­ство» и «граж­дан­ское об­ще­ство», был Г. Гегель (1770–1831). Но раз­де­лил он эти по­ня­тия лишь с точки зре­ния эта­пов ре­а­ли­за­ции так на­зы­ва­е­мой выс­шей или аб­со­лют­ной идеи го­су­дар­ства, про­яв­ля­ю­щейся, по его мне­нию, в про­цессе са­мо­по­зна­ния и са­мо­ре­а­ли­за­ции аб­со­лют­ного духа. Сущность го­су­дар­ства опре­де­ля­лась Гегелем в та­ких фор­му­ли­ров­ках как «дей­стви­тель­ность нрав­ствен­ной идеи», как «нрав­ствен­ный дух», как выс­шая идея, как во­пло­ще­ние ра­зума (глав­ным но­си­те­лем ко­то­рого на­зы­ва­лась фило­со­фия) в жизни че­ло­ве­че­ства. По Гегелю, «граж­дан­ское об­ще­ство» от­ли­ча­ется от выс­шей идеи и сущ­но­сти го­су­дар­ства тем, что на этапе его су­ще­ство­ва­ния еще не сло­жи­лось внут­рен­нее ор­га­ни­че­ское един­ство, еще не по­яви­лось «по­ли­ти­че­ское тело», по­скольку это «тело» еще раз­ди­ра­ется про­ти­во­по­лож­ными ин­те­ре­сами част­ных лиц и со­ци­аль­ных групп. Гегель на­зы­вает граж­дан­ское об­ще­ство «внеш­ним» (а не внут­ренне еди­ным) го­су­дар­ством, вводя в обо­рот но­вое опре­де­ле­ние — «го­су­дар­ство граж­дан­ского об­ще­ства». При этом им при­зна­ется пра­во­мер­ность отож­деств­ле­ния по­ня­тий «го­су­дар­ство» и «граж­дан­ское об­ще­ство», но только в том слу­чае, если под го­су­дар­ством име­ется в виду един­ство лиц, рас­смат­ри­ва­е­мых про­сто в виде общ­но­сти, а не в ка­че­стве «суб­стан­цио­наль­ного един­ства», срав­ни­мого с ор­га­ни­че­ским телом[6].

Таким об­ра­зом, у Гегеля от­сут­ствует знак ра­вен­ства при срав­не­нии граж­дан­ского об­ще­ства с выс­шей идеей го­су­дар­ства. Но этот знак ра­вен­ства ста­вится им между граж­дан­ским об­ще­ством и тем го­су­дар­ством, ко­то­рое пока сло­жи­лось в дей­стви­тель­но­сти. Вместе с тем в тру­дах Гегеля, опуб­ли­ко­ван­ных по­сле его смерти на базе кон­спек­тов его лек­ций, име­ются от­дель­ные фор­му­ли­ровки, ко­то­рые в от­рыве от кон­тек­ста при же­ла­нии мо­гут ис­поль­зо­ваться в ка­че­стве до­ка­за­тель­ства об­рат­ного. Например, у Гегеля су­ще­ствует опре­де­ле­ние граж­дан­ского об­ще­ства как «диф­фе­рен­ци­а­ции», вы­сту­па­ю­щей между се­мьей и го­су­дар­ством. При этом от­ме­ча­ется, что граж­дан­ское об­ще­ство, раз­ры­вая узы се­мьи, пред­стает в ка­че­стве все­об­щей се­мьи и си­стемы все­об­щей вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти, а «ве­ли­чай­шим прин­ци­пом» граж­дан­ского об­ще­ства на­зы­ва­ется сво­бода. Одновременно Гегель, ис­поль­зуя одно из умо­за­клю­че­ний Аристотеля (о том, что «пер­вич­ным по при­роде яв­ля­ется го­су­дар­ство по срав­не­нию с се­мьей и каж­дым из нас; ведь необ­хо­димо, чтобы це­лое пред­ше­ство­вало ча­сти»[7]), утвер­ждал, что раз­ви­тие граж­дан­ского об­ще­ства на­чи­на­ется только по­сле по­яв­ле­ния государства.

Ряд совре­мен­ных ав­то­ров, ха­рак­те­ри­зуя по­ня­тие «граж­дан­ское об­ще­ство», по су­ще­ству, вос­про­из­во­дят по­доб­ные ге­гелев­ские фор­му­ли­ровки. При этом одни ука­зы­вают, что это по­ня­тие имеет зна­че­ние лишь для эм­пи­ри­че­ского опи­са­ния ор­га­ни­зо­ван­ных групп, дей­ству­ю­щих в про­стран­стве между го­су­дар­ством, с од­ной сто­роны, и се­мьей и ин­ди­ви­ду­у­мом — с дру­гой. Другие — опре­де­ляют граж­дан­ское об­ще­ство про­сто как «со­во­куп­ность всех спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия и форм объ­еди­не­ния лю­дей, в ко­то­рой вы­ра­жа­ется их все­сто­рон­няя за­ви­си­мость друг от друга»[8]. Но все эти опре­де­ле­ния мало что про­яс­няют. Они лишь яв­ля­ются хо­ро­шей ил­лю­стра­цией для из­вест­ной по­го­ворки о том, что «но­вое — это хо­рошо за­бы­тое старое».

Причины того, что «ста­рое» ока­за­лось «за­быто» были от­ча­сти свя­заны с рас­про­стра­не­нием идей О. Конта (1798–1857), в со­от­вет­ствии с ко­то­рыми иде­аль­ное устрой­ство че­ло­ве­че­ского об­ще­ства мо­жет про­изойти, если оно бу­дет на­учно ор­га­ни­зо­вано. Для этого во главе об­ще­ства должна была ока­заться кор­по­ра­ция уче­ных-со­цио­ло­гов, ко­то­рые смо­гут обес­пе­чить и под­дер­жи­вать необ­хо­ди­мую ко­опе­ра­цию част­ных сил и их на­прав­ле­ние к об­щей цели, по­дав­ляя воз­ни­ка­ю­щие в «об­ще­ствен­ном теле» па­губ­ные стрем­ле­ния к раз­дроб­лен­но­сти и про­ти­во­бор­ству идей, чувств и ин­те­ре­сов. Однако этой кор­по­ра­цией уче­ных не «при­сва­и­ва­лась» го­судар­ствен­ная власть в тра­ди­ци­он­ном ее по­ни­ма­нии. Нормальное устрой­ство об­ще­ства, опре­де­лен­ное как «со­ци­о­кра­тия», ба­зи­ро­ва­лось, по Конту, на прин­ципе обя­зан­но­сти, а не права. Оно должно было иметь нрав­ствен­ное, а не юри­ди­че­ское ос­но­ва­ние. В этой связи тер­мины «по­ли­ти­че­ское об­ще­ство» и «граж­дан­ское об­ще­ство» от­бра­сы­ва­лись как ненуж­ные и не со­от­вет­ству­ю­щие по­ни­ма­нию на­уч­ной ор­га­ни­за­ции общества.

Еще бо­лее ве­со­мую роль в устра­не­нии из на­учно-по­ли­ти­че­ской лек­сики по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство» сыг­рали К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895), ко­то­рые в своих тео­ре­тико-идео­ло­ги­че­ских кон­цеп­циях также про­воз­гла­сили идею прин­ци­пи­аль­ной транс­фор­ма­ции и уни­что­же­ния го­су­дар­ства[9], но по от­лич­ным, по срав­не­нию с Контом, основаниям.

Политические по­след­ствия рас­про­стра­не­ния марк­сист­ской тео­рии при­вели, правда, не к уни­что­же­нию идеи го­су­дар­ства, а к обос­но­ва­нию и во­ца­ре­нию дес­по­ти­че­ской го­судар­ствен­ной вла­сти, на­зван­ной «дик­та­ту­рой про­ле­та­ри­ата». В даль­ней­шем про­изо­шла оче­ред­ная идео­ло­ги­че­ская ми­сти­фи­ка­ция по­ня­тия «го­су­дар­ство» пу­тем при­бав­ле­ния к этому тер­мину до­пол­ни­тель­ных эпи­те­тов (ка­пи­та­ли­сти­че­ское, со­ци­а­ли­сти­че­ское и т. д.), ко­то­рым со­от­вет­ство­вали од­но­имен­ные опре­де­ле­ния об­ще­ства. В этих усло­виях, тер­мин «граж­дан­ское об­ще­ство», есте­ственно, ока­зы­вался не только ненуж­ным, но и идео­ло­ги­че­ски вредным.

По су­ще­ство, воз­вра­ще­ние из небы­тие тер­мина «граж­дан­ское об­ще­ство» в об­ще­ственно-по­ли­ти­че­скую и на­уч­ную лек­сику про­изо­шло только по­сле кру­ше­ния СССР и пре­кра­ще­ния так на­зы­ва­е­мого идео­ло­ги­че­ского про­ти­во­бор­ства двух си­стем (со­ци­а­ли­сти­че­ской и ка­пи­та­ли­сти­че­ской). И, как мы ви­дим, к этому вре­мени дан­ный тер­мин ока­зался на­столько за­бы­тым, что его вос­кре­ше­ние при­вело к по­яв­ле­нию мно­го­чис­лен­ных ин­тер­пре­та­ций зна­че­ния граж­дан­ского об­ще­ства, прак­ти­че­ски не име­ю­щих ни­ка­кого от­но­ше­ния к его пер­во­на­чаль­ному смыслу. При этом за­бве­ние ос­нов и про­ти­во­ре­чий по­ли­тико-фило­соф­ских кон­цеп­ций про­шлого неиз­бежно вы­зы­вает вос­про­из­вод­ство внут­ренне при­су­щих им недостатков.

Не слу­чайно до сих пор невы­яс­нен­ной пред­стает при­рода го­судар­ствен­ной вла­сти, усло­вия ее по­яв­ле­ния и со­хра­не­ния, а также устрой­ство пра­во­вых от­но­ше­ний как сред­ства осу­ществ­ле­ния спра­вед­ли­во­сти, а не спо­соба со­хра­не­ния со­ци­аль­ных при­ви­ле­гией тех, кто имеет власть уста­нав­ли­вать по­ло­жи­тель­ное право в обществе.

Нераспознанными ока­зы­ва­ются со­ци­аль­ные ос­новы права, ко­то­рые да­леко не огра­ни­чи­ва­ются те­мой по­ло­жи­тель­ного, или по­зи­тив­ного права.

Решение этих во­про­сов тре­бует уточ­не­ние и кор­рек­ти­ровку не только зна­че­ния граж­дан­ского об­ще­ства, но и по­ня­тия об­ще­ствен­ного раз­ви­тия. Если го­во­рить о так на­зы­ва­е­мой есте­ствен­ной сто­роне дан­ного про­цесса, то он пред­по­ла­гает фор­ми­ро­ва­ние усло­вий для по­сто­ян­ного рас­кры­тия эм­пи­ри­че­ски неопре­де­лен­ной ве­ли­чины раз­но­об­раз­ных физи­че­ских, ин­тел­лек­ту­аль­ных и ум­ствен­ных воз­мож­но­стей, за­ло­жен­ных в че­ло­веке. Данное по­ло­же­ние в той или иной сте­пени раз­де­ля­ется мно­гими уче­ными. Вместе с тем из поля зре­ния ча­сто вы­па­дает тот факт, что этот про­цесс ока­зался бы невоз­мож­ным без го­тов­но­сти од­них чле­нов об­ще­ства вно­сить боль­ший вклад в со­зда­ние ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных благ, чем они по­лу­чают или мо­гут по­лу­чить в тот или иной кон­крет­ный пе­риод вре­мени от дру­гих его чле­нов. Иными сло­вами, со­ци­аль­ное раз­ви­тие воз­можно только при на­ли­чии и рас­ши­ре­нии раз­лич­ных форм кре­дит­ных от­но­ше­ний в обществе[10].

С этой точки зре­ния, если вы­яв­лять есте­ствен­ный за­кон со­ци­аль­ной жизни, то та­ким за­ко­ном необ­хо­димо при­знать на­де­ле­ние именно кре­ди­то­ров об­ще­ства опре­де­лен­ными пра­вами и при­ви­ле­ги­ями. Понятно, что по­яв­ле­ние ука­зан­ных прав од­новре­менно пред­по­ла­гают есте­ствен­ное при­ня­тие па себя долж­ни­ками со­от­вет­ству­ю­щих обя­за­тельств. Еще раз от­мечу, что со­ци­аль­ное раз­ви­тие стало воз­мож­ным по при­чине того, что одни люди, об­ла­дая бо­лее вы­со­кими спо­соб­но­стями и ре­а­ли­зуя их на прак­тике, по соб­ствен­ной ини­ци­а­тиве стали де­литься ре­зуль­та­тами своей де­я­тель­но­сти (вклю­чая зна­ния и опыт) с дру­гими, удо­вле­тво­ряя их по­треб­но­сти. Взамен они могли по­лу­чать лишь обя­за­тель­ства в виде при­зна­ния их прав как кре­ди­то­ров. Вполне есте­ствен­ная норма со­ци­аль­ной жизни за­клю­ча­ется в том, что только за тем че­ло­ве­ком мо­жет при­зна­ваться право тре­бо­вать удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей за счет дру­гих лю­дей, кто при­ни­мает на себя в от­вет со­от­вет­ству­ю­щие обя­за­тель­ства или пред­ва­ри­тельно обес­пе­чи­вает ре­зуль­та­тами своей де­я­тель­но­сти удо­вле­тво­ре­ние чу­жих потребностей.

Таким об­ра­зом, по­ня­тие «кре­ди­тор» пред­по­ла­гает при­зна­ние его вклада дру­гими чле­нами об­ще­ства в виде на­де­ле­ния опре­де­лен­ными пра­вами, форма фик­са­ции ко­то­рых мо­жет быть раз­лич­ной. Один из ме­ха­низ­мов фик­са­ции дан­ных прав свя­зан с воз­ник­но­ве­нием ин­сти­тута во­ждей пле­мен, ста­рей­шин и жре­цов, в по­сле­ду­ю­щем транс­фор­ми­ро­вав­ше­гося в го­су­дар­ство. Логично счи­тать, что именно боль­ший по срав­не­нию с дру­гими людьми вклад в жиз­не­обес­пе­че­ние и су­ще­ство­ва­ние пле­мени или рода поз­во­лил вы­де­литься со­от­вет­ству­ю­щей группе во­ждей и ста­рей­шин. Естественное при­зна­ние прав дан­ных лю­дей, ока­зав­шихся кре­ди­то­рами об­ще­ства, и про­ис­хо­дило в виде на­де­ле­ния их опре­де­лен­ными ат­ри­бу­тами и сим­во­лами власти.

В той или иной форме дан­ное по­ло­же­ние от­ча­сти при­зна­ва­лось, хотя не на­хо­дило раз­ви­тие, ав­то­рами раз­лич­ных фило­соф­ско-по­ли­ти­че­ских кон­цеп­ций. Но ни­кто из фило­со­фов не учи­ты­вал, что дру­гим важ­ней­шим спо­со­бом фик­са­ции и ре­а­ли­за­ции прав кре­ди­то­ров стал ин­сти­тут де­нег, предо­ста­вив­ший их дер­жа­те­лям право на по­лу­че­ние тех или иных то­ва­ров или услуг. К со­жа­ле­нию, кре­дит­ная при­рода де­нег и необ­хо­ди­мость рас­смот­ре­ния их в ка­че­стве ин­стру­мента обес­пе­че­ния со­ци­аль­ных прав кре­ди­то­ров до сих пор не осо­зна­ется. Хотя всем оче­видно, что деньги предо­став­ляют своим дер­жа­те­лям вполне опре­де­лен­ные права, тем не ме­нее, со­хра­ня­ется пред­став­ле­ние о них как о ис­ком, пусть и осо­бом или даже услов­ном, то­варе, об­ла­да­ю­щим аб­стракт­ным ка­че­ством все­об­щего эквивалента.

Поясним, что аб­стракт­ное по­ня­тие «все­об­щего эк­ви­ва­лента» вы­нуж­денно воз­никло в тео­ре­ти­че­ских кон­струк­циях, ис­хо­дя­щих из лож­ных пред­став­ле­ний о воз­ник­но­ве­нии де­нег из то­ва­ро­об­мена, а не в ре­зуль­тате раз­ви­тия кре­дит­ных от­но­ше­ний как ин­стру­мента фик­са­ции прав кре­ди­то­ров. Из поля зре­ния фило­со­фов и эко­но­ми­стов вы­пал тот факт, что именно бла­го­даря своей кре­дит­ной ос­нове деньги стали ак­тивно ис­поль­зо­ваться в ка­че­стве ин­стру­мента об­мена[11]. Путем фор­ми­ро­ва­ния об­щей формы кре­дит­ных ин­стру­мен­тов и ин­стру­мен­тов об­мена про­ис­хо­дило при­зна­ние (не все­гда осо­знан­ное) раз­лич­ными чле­нами об­ще­ства своей по­треб­но­сти и за­ви­си­мо­сти от ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти друг друга, а сле­до­ва­тельно, вза­им­ное при­зна­ние прав и обя­зан­но­стей, вклю­чая право част­ной соб­ствен­но­сти. При этом по­яв­ле­ние де­нег, в свою оче­редь, спо­соб­ство­вало рас­ши­ре­нию кре­дит­ных от­но­ше­ний, ро­сту про­из­вод­ства то­ва­ров и услуг, а также фор­ми­ро­ва­нию ме­ха­низ­мов и усло­вий даль­ней­шей ин­те­гра­ции со­ци­ума по горизонтали[12].

Таким об­ра­зом, для обес­пе­че­ния усло­вий со­ци­аль­ного раз­ви­тия и адек­ват­ного функ­ци­о­ни­ро­ва­ния со­ци­аль­ного ме­ха­низма в про­цессе вза­и­мо­дей­ствия чле­нов об­ще­ства воз­ни­кает осо­зна­ние необ­хо­ди­мо­сти на­де­ле­ния кре­ди­то­ров опре­де­лен­ными пра­вами, при­зна­ва­е­мых долж­ни­ками. Эти права должны были фик­си­ро­ваться и за­креп­ляться в опре­де­лен­ных фор­мах. Можно счи­тать, что в обоб­щен­ном виде со­ци­аль­ными ин­стру­мен­тами фик­са­ции и ре­а­ли­за­ции дан­ных прав и обя­зан­но­стей ока­зы­ва­ются го­су­дар­ство и деньги. Понятно, что раз­лич­ные усло­вия по­сле­ду­ю­щего функ­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ства и де­нег на­ло­жили опре­де­лен­ный от­пе­ча­ток на вос­при­я­тие дан­ных со­ци­аль­ное ин­сти­ту­тов, ба­зо­вый смысл ко­то­рых ча­сто со­зна­тельно за­ту­ма­ни­вался, пред­став­лялся в из­вра­щен­ном свете, да­леко не все­гда и не всеми осо­зна­вался и осознается.

Вместе с тем со­ци­аль­ную ос­нову го­судар­ствен­ной вла­сти и права невоз­можно по­нять, если не рас­смат­ри­вать ее как про­из­вод­ную от необ­хо­димо воз­ни­ка­ю­щих в че­ло­ве­че­ском об­ще­стве кре­дит­ных от­но­ше­ний между людьми[13].

Возвращаясь с уче­том ска­зан­ного к про­блеме на­хож­де­ния адек­ват­ного в совре­мен­ных усло­виях опре­де­ле­ния граж­дан­ского об­ще­ства, то прежде всего необ­хо­димо под­черк­нуть, что это форма го­ри­зон­таль­ной ин­те­гра­ции че­ло­ве­че­ского со­об­ще­ства, поз­во­ля­ю­щая обес­пе­чи­вать рас­кры­тие спо­соб­но­стей и ре­а­ли­за­цию по­сто­янно из­ме­ня­ю­щихся по­треб­но­стей его участ­ни­ков с по­мо­щью ин­стру­мен­тов вза­им­ного при­зна­ния и ре­а­ли­за­ции прав и обя­зан­но­стей друг друга. Эти права воз­ни­кают в про­цессе кре­дит­ных от­но­ше­ний и ре­а­ли­зу­ются пу­тем об­мена ре­зуль­та­тами об­ще­ственно-по­лез­ной де­я­тель­но­сти. Иными сло­вами, ис­ход­ной ха­рак­те­ри­сти­кой граж­дан­ского об­ще­ства должно счи­таться на­ли­чие от­но­си­тельно са­мо­сто­я­тель­ных субъ­ек­тов, объ­еди­нен­ных ис­поль­зо­ва­нием еди­ных ин­стру­мен­тов фик­са­ции своих прав и обя­зан­но­стей при вза­и­мо­дей­ствии друг с дру­гом. Далее, речь должна идти о та­ком объ­еди­не­нии, ко­то­рое пред­по­ла­гает воз­мож­ность струк­ту­ри­ро­ва­ния ин­ди­ви­дами уни­вер­саль­ной и есте­ствен­ной си­стемы своих прав и обя­зан­но­стей, а также ин­стру­мен­тов и форм ко­ор­ди­на­ции своей со­ци­ально-эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, при­чем от­но­си­тельно неза­ви­симо от на­ли­чия тех или иных пра­во­вых норм, уста­нов­лен­ных го­судар­ствен­ной властью.

Что ка­са­ется по­ли­ти­че­ского об­ще­ства, то его можно опре­де­лить как вза­и­мо­дей­ствие ор­га­ни­зо­ван­ных пред­ста­ви­те­лей граж­дан­ского об­ще­ства в деле за­щиты, из­ме­не­ния или за­креп­ле­ния си­стемы прав и обя­зан­но­стей в юри­ди­че­ски зна­чи­мой форме, то есть в виде кон­крет­ных за­ко­но­да­тель­ных норм, пред­по­ла­га­ю­щих воз­мож­ность их си­ло­вою «под­креп­ле­ния» с по­мо­щью го­судар­ствен­ной вла­сти. Однако важно учи­ты­вать, что эта си­стема прав и обя­зан­но­стей ока­зы­ва­ется адек­ват­ной по­треб­но­стям граж­дан­ского об­ще­ства только то­гда и до тех пор, пока она спо­соб­ствует есте­ствен­ному рас­ши­ре­нию кре­дит­ных от­но­ше­ний. Только в этом слу­чае обес­пе­чи­ва­ются усло­вия для рас­кры­тия воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей ин­ди­ви­дов, что про­яв­ля­ется в рас­ши­ре­нии сво­боды их твор­че­ства, углуб­ле­нии раз­де­ле­ния труда и од­новре­менно в укреп­ле­нии со­ци­аль­ной ин­те­гра­ции, уровня со­ци­аль­ной вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти и со­ци­аль­ного партнерства.

Из этого сле­дует, что лю­бая оценка усло­вий и пер­спек­тив раз­ви­тия об­ще­ства невоз­можна без ана­лиза со­сто­я­ния, ха­рак­тера и воз­мож­но­стей ре­а­ли­за­ции су­ще­ству­ю­щих де­нежно-кре­дит­ных от­но­ше­ний (ко­то­рые сле­дует оце­ни­вать как важ­ней­ший ин­сти­тут и ме­та­фи­зи­че­скую ос­нову граж­дан­ского об­ще­ства), ко­то­рые со­про­вож­дали ис­то­ри­че­ский про­цесс фор­ми­ро­ва­ния си­стемы го­судар­ствен­ной вла­сти. При этом необ­хо­димо под­черк­нуть, что от­ли­чи­тель­ное внут­рен­нее свой­ство де­нег за­клю­ча­ется в том, что они мо­гут эф­фек­тивно функ­ци­о­ни­ро­вать только в об­ще­стве, где дей­ствуют сво­бод­ные эко­но­ми­че­ские субъ­екты, ко­то­рые доб­ро­вольно (а не по при­нуж­де­нию вла­сти или на­си­лия) всту­пают друг с дру­гом в кре­дит­ные от­но­ше­ния, со­гла­со­вы­вают свои ин­те­ресы, права и обя­зан­но­сти. При воз­ник­но­ве­нии при­ну­ди­тель­ного про­из­вод­ства и об­мена ре­зуль­та­тами че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, осу­ществ­ля­е­мого под эги­дой вла­сти и по­сред­ством на­си­лия, деньги обес­це­ни­ва­ются и пе­ре­стают функ­ци­о­ни­ро­вать. Поэтому деньги как ос­нов­ной ме­ха­низм го­ри­зон­таль­ной вза­и­мо­связи чле­нов граж­дан­ского об­ще­ства и го­су­дар­ство как по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция со своей власт­ной вер­ти­ка­лью в опре­де­лен­ном смысле яв­ля­ются и должны быть ан­та­го­ни­стами. В то же время их са­мо­сто­я­тель­ное су­ще­ство­ва­ние (од­новре­менно и вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щее, и огра­ни­чи­ва­ю­щее воз­мож­ные зло­упо­треб­ле­ния друг друга) можно счи­тать за­ло­гом со­ци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия и об­ще­ствен­ной стабильности.

Проблема в том, что пред­ста­ви­тели го­су­дар­ства, об­ла­дая мо­но­поль­ным пра­вом на на­си­лие, т. е. на ор­га­ни­за­цию от­но­ше­ний, ко­то­рые ни­как нельзя от­не­сти к сфере доб­ро­воль­ных и рав­но­прав­ных, склонны пре­не­бре­гать своей от­вет­ствен­но­стью пе­ред об­ще­ством и зло­упо­треб­лять сво­ими пра­вами. В этом слу­чае власть ста­ра­ется мо­но­по­ли­зи­ро­вать де­неж­ную эмис­сию и под­чи­нить себе сферу де­нежно-кре­дит­ных от­но­ше­ний как ос­нову су­ще­ство­ва­ния неза­ви­си­мых от вла­сти прав и сво­бод граж­дан. Аналогичным об­ра­зом и те, кто до­бился своих прав, за­фик­си­ро­ван­ных с по­мо­щью де­нег, в про­цессе кон­ку­рент­ной борьбы в рам­ках ры­ноч­ных от­но­ше­ний, мо­гут ока­заться за­ин­те­ре­со­ван­ными в со­хра­не­нии своих по­зи­ций за счет устра­не­ния этих ры­ноч­ных от­но­ше­ний с по­мо­щью на­си­лия, в по­лу­че­нии мо­но­поль­ных прав и при­ви­ле­гий. Если и те, и дру­гие за­хо­дят в этом своем по­рыве слиш­ком да­леко, то уни­что­жа­ется сама ос­нова для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния де­нег доб­ро­воль­ные, рав­но­прав­ные от­но­ше­ния между неза­ви­си­мыми со­ци­аль­ными субъ­ек­тами, как и от­но­си­тель­ная неза­ви­си­мость (сво­бода) чле­нов об­ще­ства от го­су­дар­ства. Когда де­неж­ная власть ока­зы­ва­ется в тех же ру­ках, что и по­ли­ти­че­ская, она пе­ре­стает слу­жить про­ти­во­ве­сом раз­лич­ным зло­упо­треб­ле­ниям пра­вом. Результатом яв­ля­ется за­дав­лен­ное граж­дан­ское об­ще­ство и воз­ник­но­ве­ние то­та­ли­тар­ного государства.

Условием ста­биль­ного со­ци­аль­ного раз­ви­тия яв­ля­ется ре­ше­ние кон­цеп­ту­аль­ной про­блемы фор­ми­ро­ва­ния и под­дер­жа­ния та­кого со­ци­аль­ного устрой­ства, ко­то­рое обес­пе­чи­вает со­от­вет­ствие прав и обя­зан­но­стей участ­ни­ков кре­дит­ных от­но­ше­ний, а также про­ти­во­дей­ствует раз­лич­ным фор­мам мо­но­по­ли­за­ции права и зло­упо­треб­ле­ния им. Для ре­ше­ния ука­зан­ной про­блемы важно обес­пе­чить необ­хо­ди­мый уро­вень раз­де­ле­ния по­ли­ти­че­ской и де­неж­ной вла­стей. Это пред­по­ла­гает ко­рен­ную пе­ре­стройку ме­то­дов и це­лей де­неж­ной по­ли­тики, на­ших пред­став­ле­ний о роли Центрального банка и функ­циях ком­мер­че­ских бан­ков, бан­ков­ской си­стемы в целом.

Если бо­лее кон­кретно го­во­рить об усло­виях и пер­спек­ти­вах вы­хода России из совре­мен­ной кри­зис­ной си­ту­а­ции, то клю­че­вым фак­то­ром ло­ка­ли­за­ции и недо­пу­ще­ния пол­но­мас­штаб­ного рас­про­стра­не­ния нега­тив­ных со­ци­ально-эко­но­ми­че­ских по­след­ствий финан­со­вого кри­зиса яв­ля­ется предот­вра­ще­ние цеп­ной ре­ак­ции по­тери обо­рот­ных де­неж­ных средств пред­при­я­ти­ями ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики и сбе­ре­же­ний граж­дан, к чему при­во­дит непла­те­же­спо­соб­ность бан­ков и финан­со­вых ин­сти­ту­тов. Поэтому от Банка России тре­бу­ется при­ня­тие дей­ствен­ных мер, на­прав­лен­ных на по­вы­ше­ние до­ве­рия и обес­пе­че­ние ста­биль­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния бан­ков­ской си­стемы. Имеется в виду не су­ще­ству­ю­щая прак­тика ра­зо­вых кре­дит­ных вли­ва­ний для под­дер­жа­ния «при­бли­жен­ных» бан­ков­ских и финан­со­вых струк­тур, а со­зда­ние усло­вий, обес­пе­чи­ва­ю­щих для всех ком­мер­че­ских бан­ков ре­аль­ную воз­мож­ность по­лу­че­ния крат­ко­сроч­ных кре­ди­тов ЦБ РФ в слу­чае недо­статка средств, необ­хо­ди­мых для осу­ществ­ле­ния рас­че­тов и пла­те­жей пред­при­я­тий ре­аль­ного сек­тора экономики.

При этом необ­хо­димо осо­зна­вать, что ос­нов­ная за­дача ком­мер­че­ских бан­ков за­клю­ча­ется не в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии вре­менно сво­бод­ных де­неж­ных средств, а в фор­ми­ро­ва­нии пол­но­цен­ной де­неж­ной массы и де­неж­ной эмис­сии, осу­ществ­ля­е­мой в про­цессе кре­ди­то­ва­ния ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики. Эта кре­дит­ная эмис­сия ком­мер­че­ских бан­ков должна под­дер­жи­ваться Центральным бан­ком по­сред­ством ме­ха­низма ре­фи­нан­си­ро­ва­ния, на­прав­лен­ного на предо­став­ле­ние бан­кам крат­ко­сроч­ных кре­ди­тов, необ­хо­ди­мых для осу­ществ­ле­ния рас­че­тов и пла­те­жей кли­ен­тов. Смысл та­кого ре­фи­нан­си­ро­ва­ния со­стоит в том, что ак­тив­ную роль Банк России иг­рает не в про­цессе предо­став­ле­ния кре­ди­тов ком­мер­че­ским бан­кам (эти кре­диты в ос­нов­ном должны предо­став­ляться им в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жиме), а при осу­ществ­ле­нии кон­троля над ка­че­ством кре­дит­ной по­ли­тики бан­ков, обес­пе­чи­вая при­ня­тие своевре­мен­ных мер, на­прав­лен­ных на оздо­ров­ле­ние про­блем­ных банков.

В прин­ци­пи­аль­ном из­ме­не­нии нуж­да­ется и об­щий под­ход к ор­га­ни­за­ции си­стемы стра­хо­ва­ния де­по­зи­тов в ком­мер­че­ских бан­ках. Заметим, что с точки зре­ния со­ци­аль­ной за­щи­щен­но­сти на­се­ле­ния тре­бу­ется обес­пе­че­ние боль­шей со­хран­но­сти не только де­неж­ных сбе­ре­же­ний граж­дан, но и сни­же­ние риска вне­зап­ной по­тери ра­боты или невы­платы зар­платы, свя­зан­ного с утра­той пред­при­я­ти­ями и ор­га­ни­за­ци­ями обо­рот­ных де­неж­ных средств по при­чине непла­те­же­спо­соб­но­сти бан­ков. Из этого вы­те­кает, что стра­хо­вое по­кры­тие должно рас­про­стра­няться не только на вклады граж­дан в бан­ках, но и на сред­ства на рас­чет­ных сче­тах пред­при­я­тий ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики, для ко­то­рых эти сред­ства фак­ти­че­ски яв­ля­ются един­ствен­ной за­кон­ной фор­мой су­ще­ство­ва­ния де­нег. Размеры стра­хо­вого воз­ме­ще­ния должны по­кры­вать все те­ку­щие обя­за­тель­ства бан­ков (за ми­ну­сом про­цен­тов) пе­ред пред­при­я­ти­ями ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики, а сроки их вы­платы со­кра­щены до ми­ни­мума (од­ного-двух дней).

До вне­се­ния со­от­вет­ству­ю­щих из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ство от Банка России в слу­чае банк­рот­ства бан­ков тре­бу­ется при­ня­тие неот­лож­ных мер, на­прав­лен­ных на огра­ни­че­ние воз­мож­ных по­терь для пред­при­я­тий ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики и граж­дан. При банк­рот­стве банка ука­зан­ные по­тери должны быть огра­ни­чены кру­гом лиц из числа соб­ствен­ни­ков (участ­ни­ков) бан­ков, их ру­ко­во­ди­те­лей, а также всех тех, кто рас­счи­ты­вал ис­поль­зо­вать банк в ка­че­стве до­пол­ни­тель­ного сред­ства из­вле­че­ния до­хода. При этом банк­рот­ство и лик­ви­да­ция банка как юри­ди­че­ского лица (со­здан­ного учре­ди­те­лями для из­вле­че­ния при­били) должны со­про­вож­даться ме­рами, на­прав­лен­ными на со­хра­не­ние банка как со­ци­ально зна­чи­мого ин­сти­тута, обес­пе­чи­ва­ю­щего усло­вия су­ще­ство­ва­ния и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния совре­мен­ной формы де­нег. В про­тив­ном слу­чае пер­спек­тивы раз­ви­тия рос­сий­ского об­ще­ства и по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции в го­су­дар­стве вы­зы­вают се­рьез­ные опа­се­ния, вклю­чая риск оче­ред­ного па­де­ния об­ще­ства в про­пасть то­та­ли­та­ризма с по­сле­ду­ю­щим рас­па­дом государства.


 ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ

Подробнее об этой по­зи­ции см. в мо­но­гра­фии Осипова Г. В. Социология и об­ще­ство. Социологический ана­лиз рос­сий­ской смуты. М: Норма, 2007. С. 74.

См., на­при­мер, Сатаров Г. Демократура. М: Новая Газета, 2004. С. 33–34.

См.: Аристотель. Политика. A.I.1, ГЛ. 13, Г.П.2.

Аристотель прямо пи­шет, что «в го­су­дар­стве, поль­зу­ю­щемся пре­крас­ней­шим устрой­ством и объ­еди­ня­ю­щем в себе му­жей в пол­ном смысле спра­вед­ли­вых, а не условно спра­вед­ли­вых, граж­дане не должны ве­сти жизнь, ка­кую ве­дут ре­мес­лен­ники или тор­говцы (та­кая жизнь небла­го­родна и идет враз­рез с доб­ро­де­те­лью); граж­дане про­ек­ти­ру­е­мого нами го­су­дар­ства не должны быть и зем­ле­паш­цами, так как они бу­дут нуж­даться в до­суге и для раз­ви­тия доб­ро­де­тели, и для по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти». (Политика. H.VIII. 2.). Хотя «зем­ле­пашцы, ре­мес­лен­ники и вся­кого рода по­ден­щики», по мне­нию Аристотеля, «необ­хо­димо должны иметься в го­су­дар­стве», но «соб­ственно ча­стями го­су­дар­ства» они, со­гласно его точке зре­ния, не являются.

Согласно опре­де­ле­нию Дж. Локка, «ко­гда ка­кое-либо число лю­дей так объ­еди­нено в одно об­ще­ство, что каж­дый из них от­ка­зы­ва­ется от своей ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, при­су­щей ему по за­кону при­роды, и пе­ре­дает ее об­ще­ству, то то­гда, и только то­гда, су­ще­ствует по­ли­ти­че­ское, или граж­дан­ское, об­ще­ство. И это про­ис­хо­дит, ко­гда ка­кое-либо число лю­дей, на­хо­дя­щихся в есте­ствен­ном со­сто­я­нии, всту­пает в об­ще­ство, чтобы со­ста­вить один на­род, одно по­ли­ти­че­ское тело под вла­стью од­ного вер­хов­ного пра­ви­тель­ства, или ко­гда кто-либо при­со­еди­ня­ется к ним и при­ни­ма­ется в ка­кое-либо уже су­ще­ству­ю­щее го­су­дар­ство». (Локк Дж. Два трак­тата о прав­ле­нии ⁄⁄ Сочинения: в 3 т. M: Мысль, 1988. Т. 3. С. 312).

См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц. М.: Мысль 1990.

Аристотель. Политика. А I.11.

Давыдов Ю. Н. Общество ⁄⁄ Новая фило­соф­ская эн­цик­ло­пе­дия: в 4 т. М., 2000–2001. Т. З. С. 132.

В своих пер­вых ра­бо­тах К. Маркс еще при­ме­нял опре­де­ле­ние «граж­дан­ское об­ще­ство» в про­ти­во­ре­чи­вой ге­гелев­ской трак­товке. Но в даль­ней­шем он пред­по­чел от­ка­заться от этого «тер­мина», за­ме­нив его по­ня­тием «про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния». Последние были опре­де­лены как со­во­куп­ность от­но­ше­ний между людьми, воз­ни­ка­ю­щих в про­цессе про­из­вод­ства, об­мена, рас­пре­де­ле­ния и по­треб­ле­ния, ма­те­ри­аль­ных благ. Характер этих от­но­ше­ний был по­став­лен в за­ви­си­мость от «гос­под­ству­ю­щей» формы соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства. Это поз­во­лило обос­но­вы­вать рост ан­та­го­ни­сти­че­ских про­ти­во­ре­чий между со­кра­ща­ю­щимся (в ре­зуль­тате про­цес­сов мо­но­по­ли­за­ции) чис­лом соб­ствен­ни­ков средств про­из­вод­ства (ка­пи­та­ли­стов) и воз­рас­та­ю­щей мас­сой про­ле­та­ри­зи­ру­е­мого на­се­ле­ния. Тем са­мым по­яв­ля­лись ар­гу­менты для того, чтобы про­ти­во­по­ста­вить и столк­нуть два класса граж­дан­ского об­ще­ства (но уже не упо­ми­ная о граж­дан­ском об­ще­стве как та­ко­вом). Кроме того, от­каз от ис­поль­зо­ва­ния по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство» поз­во­лил «пре­вра­тить» дей­ству­ю­щее го­су­дар­ство в некую по­ли­ти­че­скую над­стройку для за­щиты эго­и­сти­че­ских ин­те­ре­сов класса част­ных соб­ствен­ни­ков. В та­кой трак­товке можно было без лиш­них про­блем до­ка­зы­вать воз­мож­ность лик­ви­да­ции го­су­дар­ства, ко­то­рое как по­ли­ти­че­ская над­стройка для за­щиты клас­со­вых ин­те­ре­сов должно была «от­ме­реть» в ре­зуль­тате со­ци­ально-по­ли­ти­че­ской ре­во­лю­ции, при­хода к вла­сти про­ле­та­ри­ата и уни­что­же­ния всех классов.

Самым про­стым при­ме­ром мо­жет слу­жить за­бота о де­тях и их вос­пи­та­нии, что, правда, ха­рак­терно и для всего жи­вого на земле. Особенность че­ло­ве­че­ского рода (в от­ли­чие от жи­вот­ного мира) за­клю­ча­ется в том, что та­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния по­сте­пенно стали про­яв­ляться в про­цессе вза­и­мо­дей­ствия лю­дей, ко­то­рые не были свя­заны род­ствен­ными узами. От того, на­сколько в об­ще­стве со­зданы усло­вия для со­зна­тель­ного при­ня­тия ин­ди­ви­дами та­кой со­ци­аль­ной по­зи­ции, сфор­ми­ро­вано по­ни­ма­ние кре­дит­ных от­но­ше­ний как есте­ствен­ной нормы со­ци­аль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти, во мно­гом за­ви­сели и за­ви­сят усло­вия раз­ви­тия того или иного общества.

Это про­цесс про­ис­хо­дил в виде транс­фор­ма­ции де­нег в ано­ним­ный кре­дит­ный ин­стру­мент, ис­поль­зу­е­мый при ре­а­ли­за­ции и при­об­ре­те­нии то­ва­ров и услуг. Побочным след­ствием яви­лось стрем­ле­ние у от­дель­ных чле­нов об­ще­ства, став об­ла­да­те­лями де­нег, по­лу­чить права и при­ви­ле­гии, не ста­но­вясь кре­ди­то­рами об­ще­ства и не ис­пол­няя необ­хо­ди­мых обя­зан­но­стей. Возможность ре­а­ли­за­ции ука­зан­ного стрем­ле­ния на прак­тике при­вели к тому, что в по­ли­тико-фило­соф­ских трак­та­тах вину за непра­во­мер­ные дей­ствия лю­дей стали воз­ла­гать на деньги, до­ходя до «обос­но­ва­ний» необ­хо­ди­мо­сти их уни­что­же­ния. Подобные «обос­но­ва­ния» на са­мом деле при­во­дили к ущем­ле­нию прав граж­дан, во­пло­ща­ясь в раз­лич­ные формы ра­бо­вла­дель­че­ских от­но­ше­ний и тор­мозя про­цесс со­ци­аль­ного развития.

Более того, если при­дер­жи­ваться опре­де­ле­ния граж­дан­ского об­ще­ства как формы раз­ру­ше­ния род­ственно-се­мей­ных уз и ре­а­ли­за­ции прин­ципа сво­боды (эту фор­му­ли­ровку можно об­на­ру­жить у Гегеля), то про­сто невоз­можно не «при­вя­зать» по­яв­ле­ние граж­дан­ского об­ще­ства к воз­ник­но­ве­нию ин­сти­тута де­нег. Ведь без по­яв­ле­ния де­нег не су­ще­ствует воз­мож­но­сти для пре­одо­ле­ния вер­ти­каль­ных гра­ниц род­ственно-се­мей­ных уз и свя­зей, рас­ши­ре­ния гра­ниц ин­ди­ви­ду­аль­ной сво­боды и го­ри­зон­таль­ной ин­те­гра­ции че­ло­ве­че­ского со­об­ще­ства. Заметим также, что ав­торы кон­цеп­ций про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства как об­ще­ствен­ного до­го­вора, обу­слов­лен­ного, в част­но­сти, по мне­нию Т. Гоббса, осо­зна­нием жиз­нен­ной необ­хо­ди­мо­сти пре­кра­ще­ния «войны всех про­тив всех», фак­ти­че­ски при­знают на­ли­чие де­нег до по­яв­ле­ния го­су­дар­ства. Получается, что, на­хо­дясь в со­сто­я­нии войны всех про­тив всех, люди су­мели между со­бой до­го­во­риться и при­зна­вать права друг друга в виде ис­поль­зу­е­мых форм де­нег. Иными сло­вами, ока­зы­ва­ется, что до­го­во­риться об ис­поль­зо­ва­нии де­нег было бо­лее важно, чем до­го­во­риться об об­ра­зо­ва­нии государства.

Проблема, в том, что ха­рак­тер прав и обя­зан­но­стей не мо­жет оста­ваться по­сто­ян­ным. Он с неиз­беж­но­стью дол­жен ме­няться по мере рас­ши­ре­ния че­ло­ве­че­ского об­ще­ства, из­ме­не­ния со­ци­аль­ной роли и ме­ста от­дель­ных чле­нов и со­ци­аль­ных групп. Когда долг пе­ред кре­ди­то­рами об­ще­ства ока­зы­вался по­га­шен­ным то при со­хра­не­нии пре­тен­зий быв­ших кре­ди­то­ров на власть эти пре­тен­зии уже не имели под со­бой есте­ствен­ною ос­но­ва­ния. Их власть пре­вра­ща­лась уже в форму неле­ги­тим­ного (в зна­че­нии не при­зна­ва­е­мого спра­вед­ли­вым) на­си­лия, ко­то­рое за­клю­чало в себе уве­ли­че­ние долга вла­сти­те­лей пе­ред об­ще­ством, фор­ми­руя ос­новы для есте­ствен­ного рас­пада или раз­ру­ше­ния дан­ного об­ще­ства, как и са­мой вла­сти и олицетворявших ее лиц.