В
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в научном сообществе осознается необходимость критического переосмысления существующих концепций общественно-политического развития, поиска новых способов разрешения возникающих трудностей и противоречий, порожденных как сознательной (но не обязательно рациональной) деятельностью человека, так и независимыми от воли людей факторами. Большинством политологов, социологов, философов, экономистов и правоведов нашей страны разделяется важность формирования новой социально-политической парадигмы, которая и отвечала бы интересам развития России, и способствовала бы разработке научно обоснованных и реально выполнимых вариантов преодоления постоянно возникающих угроз перед человечеством в целом. При этом выявление условий и механизмов преодоления несоответствия между реальными возможностями страны и используемыми средствами их реализации, обусловливающими унизительно низкий уровень и качество жизни народа, определяется важнейшей социально-политической задачей, решение которой имеет для России судьбоносный характер. Некоторыми российскими учеными нахождение реальных путей преодоления указанного несоответствия выдвигается в качестве национальной идеи. Вместе с тем, как нам представляется, мы не сможем далеко продвинуться в этом направлении, если не выявим и не устраним базовые дефекты теоретического фундамента политологии, заложенного в далеком прошлом, но давно не подвергавшегося капитальному ремонту. На этом фундаменте основная масса политологов, социологов и экономистов продолжает возводить свои интеллектуальные конструкции. Во многом именно по этой причине значительная часть указанных конструкций оказывается лишь строительными лесами, прикрывающими обветшалые стены и плесень идеологических устоев незапамятных времен и не превращается в адекватные концепции государства и гражданского общества, раскрывающие условия их существования и перспективы развития на современном этапе глобализации. Более того, мы по-прежнему оказываемся далеки от окончательного ответа на вопросы, касающиеся определения природы государственной власти, возможных целей и пределов государственной деятельности, а также сущностной характеристики и границ «гражданского общества». Конечно, мы не претендуем на то, чтобы в небольшой работе решить указанную проблему, представив исчерпывающие ответы на изложенные вопросы. Однако, памятуя высказывание Гёте Alles Gescheidte ist schon gedacht worden, man muß nur versuchen es noch einmal zu denken 3 мы попытались очертить общие контуры или возможные пути такого решения, а вместе с тем и перспективные направления дальнейших политологических исследований. страница загружена
1 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. Книга 1 (введение). вернуться 2 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. C. 63. [читать]. вернуться 3 Reflexion-Nr. 1239 in: Johann Wolfgang Goethe: Sämtliche Werke. Briefe, Tagebücher und Gespräche. I. Abt., Bd. 13. hrsg. v. Harald Fricke. Frankfurt a. M.: Deutscher Klassiker Verlag, 1993. Это высказывание Гете можно перевести следующим образом: «Все стоящее размышления уже давно является объектом мысли, надо только не бояться пробовать переосмыслить это еще раз». Вспоминая Гете, мы одновременно постарались отойти от наставлений пушкинского летописца отца Пимена: « В часы, // Свободные от подвигов духовных, // Описывай, не мудрствуя лукаво, // Всe то, чему свидетель в жизни будешь: // Войну и мир, управу государей, // Угодников святые чудеса, // Пророчества и знаменья небесны // А мне пора, пора уж отдохнуть // И погасить лампаду » (Ночь. Келья в Чудовом монастыре). Пушкин А. С. Борис Годунов // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. 1978. С. 204. [читать]. вернуться |